Критерии подбора главного тренера.
Часть 3.В продолжение темы: «Сезон 2013 г.
в футбольной лиге мастеров Эстонии. Клубам Ида-Вирумаа предстоит поработать над
ошибками».
Исходя
из того, что было большое количество заинтересованных звонков от специалистов
футбола Эстонии, Литвы и Латвии, и приватных отзывов на первые две части этой
«работы над ошибками», учту пожелания местных тренеров и постараюсь больше
раскрывать методические моменты.
Фигура главного тренера в футболе — это целый комплекс
человеческих и профессиональных качеств.
Требовательность должна сочетаться с бережным
и уважительным отношением к игрокам. Нужно уметь создавать условия подготовки и
обладать мощными когнитивными способностями. Креативно мыслить в тактическом
плане и знать сильные и слабые стороны каждого игрока.
Уметь признавать свои ошибки и прислушиваться
к мнению персонала. Умело отстаивать интересы игроков перед руководством
клубов.
Да просто быть хорошо образованным и
эрудированным человеком, глубокой и интересной личностью, дабы заслужить
уважение игроков, сплотить парней в коллектив единомышленников на позитиве, а
не за страх заставить их отрабатывать кусок хлеба.
Одновременно быть для игрока и лучшим другом и
боссом, обучая профессиональной этике и командной игре.
Если ты
глупый тренер, то ты насаждаешь дисциплину, подавляя игроков, и заставляешь следовать своим методикам. А тупо навязанное - всегда отталкивает. Если ты умён - игроки начинают любить то,
чему ты их обучаешь.
Гус
Хиддинк: «Взрослый футбол - это прямая аналогия
детского футбола. Игра должна оставаться игрой. Той, которую эти парни
когда-то полюбили отнюдь не как тяжелую работу. У них есть энергия, надежды и
амбиции, чтобы многого достичь в жизни. И я не имею права убивать эти качества
посредством тренерского цинизма».
Как мы
видим на протяжении последних пяти лет в наших клубах, наличие тренерской лицензии PRO UEFA вовсе не говорит ещё об успешности
тренера. Курс обучения для тренеров соискателей лицензии PRO определяется конвенцией «UEFA Сoach Сonvention» и состоит из 240 академических часов
занятий, разбитых на отдельные сессии и длится примерно год.
Безусловно,
программа УЕФА по лицензированию тренеров необходима
и полезна. Но, не зря упоминалось выше о когнитивности тренера - способности
воспринимать умственную информацию и творчески её перерабатывать и креативности - уровне творческой
одаренности и способности к самостоятельному осмыслению и созиданию, составляющей
устойчивую характеристику личности тренера.
Т.е. учат-то
верно, вот только в какую почву зерно упадёт, в этом большая разница.
А что же
приглашённые тренеры? Тренерское невежество они пытаются прикрыть надуванием
щёк, важной позой всезнайки, насаждением псевдо дисциплины и имитацией бурной
деятельности, выражающимся в доходящем до идиотизма ежедневном контроле веса
игроков.
Терроризируя игроков показателями веса,
подгоняя под усреднённые стандарты, не подозревая, что существует ещё и модель IZOF (индивидуальная зона оптимального функционирования), которая проецируется
как на психологический тип спортсмена, так и на его морфофункциональные
особенности.
Лукаша
Подольски или Карлеса Пуйоля их тренеры что-то не пытаются подвести под «среднее
арифметическое». Да и ставка на атлетизм и нестандартность морфофункциональных
данных в современном футболе себя оправдывает, взять хотя бы сборную Германии и
Бундеслигу в целом.
Вспоминается же как гнобили Саню Кулика и
Женьку Кабаева в Силламяэ за якобы лишний вес. Парни ходили сине-зелёные, с
запавшими глазами и дрожащими коленями. И это ещё и зимой! А тренер ликовал –
его воля выполнена! Вот только польза-то какова?
Или
вырванная из методического контекста плиометрика. Услышали
из западных методик (хотя разработана ещё в СССР
Юрием Витальевичем Верхошанским в конце 1960-х - начале 70-х годов – «ударный
метод»), что простенькая, казалось бы на первый взгляд, прыжковая
нагрузка даёт отличный тренировочный
эффект и видимый прирост взрывной
скорости. И давай чуть ли не каждый день грузить игроков прыжками во
всём их многообразии. А потом искать причину, почему так вяло двигается команда
по сравнению с соперниками.
Всё точно
как у Жванецкого: «Тщательней надо, ребята, формулу нам дали СН3СОС2Н5
два часа на пару — и не берёт. А должна брать… Ведь точно такая же швейцарская
сволочь эту бациллу берёт».
И невдомёк
этим «специалистам», что плиометрика – это серьёзная нагрузка, связанная со
стрессовым эксцентрически-концентрическим сокращением мышц и направленная на
сознательное микро травмирование мышечной ткани, с тем, чтобы задать
биологический сигнал к синтезу новых белковых структур, и тем самым обеспечить
улучшение тренируемого качества.
А значит,
исходя из сроков регенерации мышечной ткани, и в зависимости от глубины
тренировочного воздействия, такая тренировка может проводиться за 7-12 дней до
игры. К тому же требует серьёзной предварительной
подготовки всего опорно-двигательного аппарата.
И вот
пример такого тренерского идиотизма. 2010 год. Призывают в Силламяэ молодого,
перспективного, рослого парня, воспитанника Тартуской школы футбола Кеннета
Ядаля - 19 лет, рост 188 см, вес-79 кг. Тренер решает, что этому защитнику не
хватает взрывной скорости и в приватной беседе с игроком «мотивирует» его
угрозой вылета из команды, заставляя ежедневно (!), после каждой тренировки 40
минут посвящать жёсткой плиометрике.
Не буду
описывать конфликтные моменты по этому поводу между тренером и персоналом.
Скажу только, что Кеннет, с присущей эстонцам педантичностью, выполнял
требования тренера. Результат – грыжа межпозвоночного диска и расставание с
мечтой юности и надеждами его отца. И где теперь Кеннет… Возможно, парень
найдёт ещё в себе силы вылечиться и вернуться в футбол.
Или вот
примеры. Приходько в Нарве - отработка дальних ударов по воротам в 17-ти
градусный мороз – минус 2 игрока (травмы) за тренировку. «Когда тренер не знает
что делать, начинается отработка дальних ударов». Но не в 17-ти градусный же
мороз! Свирков в Нарве - серия 50-ти метровых ускорений по снежной дорожке на
лучший результат при 19-ти градусах мороза – минус 5 игроков за недельный цикл.
Ну вот откуда такие берутся?
И список
«кладбища» воспитанников таких тренеров можно продолжать и продолжать.
"Мы многое
из книжек узнаём,
А истины передают изустно:
Пророков нет в отечестве своём,
Но и в других отечествах - не густо..." (В. Высоцкий. 1973)
А истины передают изустно:
Пророков нет в отечестве своём,
Но и в других отечествах - не густо..." (В. Высоцкий. 1973)
И ещё по
поводу дисциплины и тренерского мастерства. Одним из наиболее успешных и
креативных тренеров Эстонии, за которым закрепился рекорд национального
чемпионата – на протяжении двух сезонов (1999-2000 г.) его команда не потерпела
ни одного поражения, является Сергей Ратников.
Вот уж кто
умеет выстроить хороший психологический климат в команде и успешно преодолевать
кризисные моменты в коллективе, предложить нетривиальные, а иногда и
парадоксальные, но успешные тактические схемы, на основе глубокого знания
индивидуальных особенностей и качеств своих подопечных. Каждая тренировка под
руководством Сергея Ратникова выглядит как маленький праздник. На тренировке он
живёт как дышит. Легко, непринуждённо, органично.
Так вот. С
такой же лёгкостью и непринуждённостью, свойственной истинно талантливым людям,
и как бы между делом, Сергей сформулировал психолого-педагогический принцип
деятельности главного тренера в футболе: «Игроков не обманешь. Чего щёки-то дуть, «становиться в
позу», насаждать «дешёвую» дисциплину,
когда в своём проявлении коллективного разума команда всё равно умнее и
хитрее нас». Уловив же этот тонкий психологический момент, тренер
умело может использовать его во благо успешности команды.
И вот примеры
проявления этого «коллективного разума», выразившиеся в самоорганизации и
самодисциплине игроков во имя достижения успеха.
2009 год.
Практически новичок Лиги Мастеров - силламяэский «Калев» творит сенсацию –
серебро чемпионата Эстонии. Несмотря на тренерскую чехарду в клубе. Не имея
реально тренера Pro, команда сплотилась в дружный коллектив
вокруг опытных игроков – Алексея Наумова, Максима Грузнова, Александра Кулика,
умело и мудро взявших на себя роль лидеров. Нужно было видеть, насколько
благожелательно и предупредительно относились
друг к другу игроки, как поддерживали боевой дух команды, осознав, что
никто им не поможет, кроме их самих!
Примеры
деструктивного влияния на команду плохих тренеров и позитивности внутриклубной
самоорганизации можно наблюдать в течение последних двух сезонов (2011-2012 г.)
в Нарве.
Катастрофически провальное начало сезона под руководством несмышлёных людей,
выступающих в образе «про» тренеров
и поступательный подъём в турнирной таблице после расставания с этими псевдоспециалистами.
Благодаря
чему это происходит? С командой остаётся тренер Алексей Ягудин, который, на
примере старших «коллег» - профессиональных калек, отправленных в отставку, уже
знает, как не надо тренировать. Игроки освобождаются от психологического
пресса, неумело насаждаемой псевдо дисциплины и неадекватных методик
тренировки. Корректируется селекция, возвратом в состав проверенных временем местных игроков,
а с ними и привычного демократичного,
дружелюбного психологического климата. И команда идёт вверх.
Правда, в
прошедшем сезоне «профессионал» из Питера так «засадил» команду, что до медалей
уже было не дотянуться. И что ещё характерно для этих около футбольных
авантюристов – они сами в отставку не подают - их только пинком можно туда
отправить.
Истинный
же профессионал всегда критичен к себе. И вообще, в личности хороших успешных
тренеров есть что-то неуловимо одинаковое, независимо от вида спорта, в котором
они осуществляют свою профессиональную деятельность.
Они открыты
инновациям, находясь в постоянном поиске истины, и презирают шаблонное
мышление. Они на протяжении всей жизни сохраняют идеалистическое восприятие
сути своей профессии и некий даже инфантилизм, присущий глубоко творческим
личностям.
Они
искренни, честны, открыты, естественны в проявлении своих эмоций. Но и мудры и
требовательны. Им присуще потрясающее чувство юмора, высокая общая культура,
глубокая внутренняя интеллигентность и воспитанность, умение глубоко проникнуть
в духовный мир каждого своего подопечного и чувствовать его на интуитивном
уровне.
В
молодости, ещё будучи курсантом Военного института, мне посчастливилось
наблюдать за несколькими тренировками баскетбольного ЦСКА под руководством Александра Яковлевича Гомельского. Впечатление - на грани потрясения, причём на всю
оставшуюся жизнь!
Интерпретируя
же Юрия Витальевича Верхошанского, о влиянии которого на становление школы
тренерского мастерства в Европе мы поговорим далее, резюмировать можно
следующее:
- В тренерском
творчестве очень много параметров и найти рациональную систему достижения
успеха в спорте - задача чрезвычайно сложная, а для большинства людей чаще
всего просто непосильная. Для её решения надо, видимо, родиться с определёнными
личностными задатками, впитать огромное
научное наследие в области теории и методики спорта. И это наследие
использовать по назначению в своём профессиональном развитии, и имея высокую
степень когнитивных наклонностей, осознанно «отряхнуть прах» дряхлых концепций
со своих ног.
Опять длинно получается. Продолжу в следующей
части. И начну выполнять обещанное тренерам – выкладываю адаптированную модель
интенсивности нагрузок.
Таблица 001.
Биологически обоснованная систематизация интенсивности тренировочных нагрузок, исходя из особенностей команд и специфики ЧЭ в Лиге Мастеров.
Характеристики
и интенсивность нагрузок и рекомендации по периодам их применения.
|
Частота
сердечных сокращений
в % от
максимального.
|
Соответствует
содержанию лактата в крови (ммоль/л).
|
Соответствует
потреблению кислорода от VO2Max – в %
|
Возможная
длительность выполнения
(мин).
|
|
|
|||||
Восстановительная нагрузка.
|
55-75
|
0,8 – 1,5
|
45-65
|
60 – 120
|
|
Использование: Восстановительные
микроциклы и дни после игр.
|
|||||
|
|||||
Поддерживающая, умеренная нагрузка.
|
75-85
|
1,5-2,4
|
66-80
|
60 - 120
|
|
Превалирует в
ходе сезона чемпионата.
|
|||||
|
|||||
Нагрузка в пределах порога анаэробного обмена.
|
85-90
|
2,5-4,0
|
80-88
|
45 - 90
|
|
В сезоне чемпионата
используется 1 раз в недельном микроцикле. В предсезонной подготовке – до 50%
объёма тренировок.
|
|||||
|
|||||
Нагрузка выше порога анаэробного обмена.
|
90-95
|
4,0-6,0
|
88-95
|
25 - 45
|
|
Данная нагрузка происходит с
накоплением лактата («закислением» мышц). Используется в предсезонной
подготовке не более 1 раза в 3-4 дня и не более 10% от общего тренировочного объёма.
В сезоне - во время перерыва между играми не менее 2-х недель – 1-2 раза.
|
|||||
|
|||||
Нагрузка, серьёзно
превышающая порог анаэробного обмена.
|
95-100
|
6,0-10,0
|
95-100
|
10 - 25
|
|
Данная нагрузка происходит со значительным накоплением лактата, что может
привести к повреждению мышц. Используется в предсезонной подготовке не более
1 раза в 5 дней и не более 10% от общего тренировочного объёма. В сезоне - во
время перерыва между играми не менее 2-х недель – 1 раз.
|
|||||
|
|||||
Общий принцип соотношения интенсивности нагрузок – 80 /
20. Т.е. 80% - нагрузки «зелёной зоны» и 20% - «красно-коричневой».
|
|||||
|
Валерий Козлов. Агентство «SoccerPro». Специалист спортивной медицины. Тренер по функциональной подготовке
Нравится
Комментариев нет:
Отправить комментарий